Реки-Озера/Рыбалка в Свердловской области/Реки Свердловской области/Лозьва
(Ауспия)
|
|
|
|
Скальные профили в районе Ушмы
|
|
Лозьва на участке Вижай-Бурмантово |
|
|
Лозьва на участке Вижай-Бурмантово |
|
Лозьва на участке Вижай-Бурмантово |
|
Лозьва на участке Вижай-Бурмантово |
Лозьва на участке Вижай-Бурмантово |
|
Владимирский перекат |
|
Мост в Бурмантово (сейчас уже новый) |
|
Лозьва на участке Вижай-Бурмантово |
|
Лозьва на участке Бурмантово -Полуночное
|
|
-Полуночное
|
|
-Полуночное
|
|
|
|
Нижняя Лозьва в районе поселка Новый Вагиль |
Рыбалка на реке Лозьва: хариус, таймень, щука, окунь, елец, налим, язь, плотва, ерш, лещ, стерлядь, осетр, тугун, нельма, голец.
Хариус и таймень встречаются только в начале участка до поселка Пристань (Полуночное) и в притоке — реке Ивдель. Сиговые и осетровые находятся в Красной Книге и, как и таймень, запрещены к вылову. Летний рыболовный сезон открывается на реке в конце июня после окончания нерестового запрета. В верховьях Лозьвы и горных притоках круглый год на донки клюет налим. В жаркие дни щука часто попадается на перекатах. Хариус в июне, июле (белые ночи) клюет в течение всех суток. По мере спада воды и появления малька улучшается клев окуня, хариуса, язя на вращающуюся блесну. Лучшие результаты при ловле хариуса дают искусственные мушки. На них же можно успешно ловить язя, ельца и тугуна.
Направление от Екатеринбурга: Серов
Расстояние до ближайшей точки подъезда (в диапазоне): свыше 300км
Как доехать:
1. Екатеринбург - Ивдель - через Полуночное, далее – на Бурмантово или Вижай (налево – Вижай, направо Бурмантово). Оба населенных пункта находятся на Лозьве. До Вижая и Бурмантово в сухую погоду можно проехать на обычной машине, после Вижая (чтобы попасть в верхнее течение в район Ушмы и Ауспии) можно ехать только на внедорожнике.
2. Сеть полевых дорог в Ивдельском районе - равнинная часть реки проходит возле Ивделя.
3. В нижнее течение мотолодкой из поселка Гари или деревни Линты, а также вертолетом из Сосьвы до Ликино.
4. Вездеходом (вертолетом) можно забросится до притока - реки Сульпа.
Глубины средние верховья/низовья: 1,5м, на плесах 2-2,5м, на перекатах до 0,3м. Встречаются ямы до 6мм
Площадь водосбора: 17 800км2
Притоки: Ауспия, Ушма, Северная Тошемка, Вижай, Ивдель, Ахтыл, Манья, Котлия, Харпия, Карпия, Пыновка, Большая Евва, Попил, Сульпа.
Истоки: хребет Поясовый камень
Ширина в верхнем/среднем/нижнем течении (м): 30/60/100
Средняя скорость течения (кроме перекатов): от 1,2 м/с до 0,5 м/с.
Плата: По путевкам
Дно: каменистое, ил.
Комментарий:
Подробное описание с историческим экскурсом:
Далеко-далеко, на самом севере Свердловской области, на границе с республикой Коми, у самой вершины главного уральского хребта(ГУХ) берет свое начало красивая, разнообразная и рыбная река Лозьва. В каких то двух-трех десятках километров, но уже по другую сторону хребта, начинают свой спуск известные Печора и Вишера.
Упоминания о Лозьве встречаются еще в 16 веке. Тогда реку использовали как главную транспортную артерию из Пермского края, окраины Московского государства, в Сибирь. Зимой на санях, а летом против течения грузы поднимали по Вишере, затем волоком перетаскивали через ГУХ и спускали по Лозьве до Тавды и дальше по реке Тобол доходили до Тобольска. Обратный путь строился по аналогичной схеме. В Сибирь везли продовольствие и другие товары, обратно-меха. Дорога в одну сторону занимала месяцы, в пути часто зимовали, но другой дороги тогда не было. Лишь только в 1597 году была построена более южная дорога, соединившая Соликамск и одну маленькую вогульскую деревню, названную впоследствии Верхотурье.
Середина 20 века для Лозьвы связана с периодом лагерей. Заключенные трудились на валке леса от поселка Ушма на севере и до поселка Новый Вагиль, что в 600 километрах южнее. До сих пор там можно встретить остатки лагерных построек и железных дорог, уходящих когда-то вглубь леса на десятки километров. Срубленные деревья сплавляли далеко вниз по течению. На горных участках реки, на крутых поворотах часто можно встретить сложенные из бревен стены - это построенные заключенными отбойники, чтобы сплавной лес не втыкался в берег и не создавал заторов.
Сплав леса сильно подкосил экосистему реки и лишь после его завершения в 80-х годах главный природный питомник нашей области по воспроизводству тайменя и хариуса начал восстанавливать свои ресурсы. Правда, открытие реки в свободный доступ всем желающим, потеря работы местными и бесконтрольные 90-е принесли другую беду – браконьерство, в первую очередь на тайменя. В среднем и нижнем течении браконьерство до сих пор почти никак не пресекается.
Сегодняшняя Лозьва – объект активного водного туризма и рыбалки.
В верхнее течение, вплоть до устья Ауспии, можно попасть из Ивделя через сгоревший в жарком 2010 году поселок Вижай. И если до Вижая еще можно добраться на обычной машине, то до Ушмы и Ауспии только на подготовленных внедорожниках, вброд нужно пересечь реки Вижай, Северная Тошемка, Ушма и Ауспия. Неспешный маршрут сплава от Ауспии до Вижая займет неделю, а еще за три дня можно проплыть маршрут Вижай-Бурмантово. Течение на этом участке достаточно шустрое, и при отсутствии отмелей, его можно пройти гораздо быстрее. Рыбалка на этом участке реки увлекательна, остра, но далеко уже не так результативна. Мелкий хариус на перекатах, таймешки 1-2кг иногда щука и окунь. Зато это самый красивый и чистый участок Лозьвы. Владимирский перекат перед Бурмантово считается наиболее интересным и в то же время последним мелководным перекатом на реке.
Ниже Бурмантово и Хорпии Лозьва немного теряет свой характер, начинает меняться природа, уменьшается количество тайменя и хариуса и увеличивается доля щуки и окуня. Перекаты становятся глубокими. Сплавом можно пройти до поселков Шипичный, Пристань или даже до Ивделя. Длина маршрута от Бурмантово до Ивделя составит порядка 150км.
Рядом с Ивделем от поселка Пристань и ниже по течению на 50 км. встречается особенно много рыбаков, в том числе на моторных лодках. Здесь же заканчиваются «нормальные» стоянки для сплавщиков. Берега становятся крутыми, заросшими, с топкой прибрежной линией. Так продолжается до самого устья. В период с июня по август туристов и рыбаков одолевают голодные кровососы.
Самым диким и малопосещаемым участком Лозьвы является участок от заброшенного Понила до поселка Новый Вагиль. Горных красот здесь нет, как и ощутимого течения, зато в обилии есть язь, щука, окунь, а осенью нельма. На старицах и в спокойном русле часто можно встретить уток. Добраться до этого участка можно тремя способами. Сплавом из Ивделя (около 200 км до Понила), вертолетом или подняться на мотолодке из Гарей или поселка Линты (около 150км до поселка н.Вагиль).
Пройдя свой исторический, длинный и разнообразный путь, река Лозьва впадает в Сосьву и вместе с ней образует реку Тавда. Это примерно в 20км от поселка Гари. На своей дороге Лозьва встречает лишь один относительно населенный пункт – Ивдель и несколько мелких, с численностью жителей в несколько сотен. Из других городов на Лозьву дорога не близкая. Из Екатеринбурга, например, до ближайшей точки не меньше 500 км и возможно, именно это и спасает реку от массового нашествия браконьеров, любителей пикников и автомобилистов. И слава богу, что пока там еще не нашли достаточных запасов какой-нибудь руды для того, чтобы построить большое предприятие.
Статьи на тему:
Географические координаты истока и устья: Исток: 61°45'8242;57.17'243; с. ш. 59°26'8242;51’08 8243; в. д. Устье: 59°34'8242; 22.81’8243; с. ш. 63°4’8242;22.83’8243; в. д.
Устье: река Тавда, 719 км от устья, (слияние с Сосьвой).
Населенные пункты на берегу: Бурмантово, Хорпия, Ивдель, Першино, Митяево, Ликино, зимний, шабурово
Возможность сплава: есть.
Минимальная длина маршрута для сплава: 7
Максимальная длина маршрута для сплава: 309
Возможность использования мотолодок: да
Озера и водохранилища на пути:
нет
Особенности:
Коротко по реке:
Реку можно разбить на три выраженных участка:
1-й участок от верховьев (Сульпа, Ауспия) до п. Бурмантово — горный участок, изобилующий перекатами, чередующихся с ямами, скальными выходами. Средняя скорость течения реки на этом участке 1,0-1,5 м/с, ширина в конце участка до 120м, средняя глубина —1,5м, на плесах 2-2,5м, на перекатах до 0,3м. Встречаются ямы до 6м. Река везде проходима для сплава, подниматься же вверх на этом участке можно только «волоком» или на специальной лодке — местной «горнячке» с мотором. В 11 км выше дер. Бурмантово река проходит через Владимирский порог, требующий при сплаве особого внимания.Основные притоки на этом участке — горные речки Сульпа, Ауспия, Ушма, Северная Тошемка, Вижай, — быстрые, холодные, очень живописные.Обычная рыба на 1-м участке: сибирский хариус, таймень, налим, встречаются щука, окунь, елец, ерш, голец.
2-й участок, от Бурмантово до Ивделя. Скальные выходы здесь встречаются значительно реже, но все еще встречаются галечные плесы. Течение умеренное от 1м/с до 4-5м/с на нечастых перекатах. Хариус, таймень, щука.
3й участок- От Ивделя до впадения в реку Тавду, самый протяженный и спокойный. Здесь Лозьва имеет более выраженный равнинный характер, много стариц, рукавов. Река часто виляет, подмывая на поворотах берега, образуя закоря— женные ямы, завалы из деревьев. Средние глубины — 2-3м, часто встречаются глубокие плесы и ямы. Рыбалка по ходу сплава в удобных местах с выходом на берег, необходимы резиновые сапоги, желательно высокие (болотные).
Пользователь участка реки - Ушма - Бурмантово ООО «Фонд дикой природы». Продажа путевок на рыбалку, услуги гостиницы, услуги заброски выше по течению. Реального контроля рыбалки по путевкам нет.
Название реки Лозьва на коми-пермяцком звучит как Лусум или Луссум и не имеет толкования.
Я не Костя, но скажу, что займет от недели до двух по времени на моторе. Без мотора пройти будет тяжело, т.к. течения почти нет. К тому же от устья до Гарей придется подниматься по Тавде. Чтобы вылезти по течению нужно плыть до Линтов.
Места от Ивделя до Гарей одни из самых диких в нашей области, но местных или туристов все равно будете встречать регулярно.
согласен влится в вашу компанию как связаться и все обговорить .
В общем, участок отличный, есть как перекаты, так и глубокие участки до 4 метров, много сливов и прочих атрибутов горной реки, заваленных деревьев и водоворотов, плесов и обрывов. Шли с мотором на резинке, но очень сложно, в полный газ почти нигде нельзя. Только разгонишься, так эхолот показывает 1-1,5м, приходилось сбрасывать. Иногда на перекатах шаркали днищем. Местные капитально браконьерят около поселков, сети метров по 50 ставят, без оглядки на нас.
Первый раз увидели на что ловят налимов порядочные местные - на каких то огромных червей-вьюнов, которых выкапывают в прибрежной водно-земельной чаче. Налимы небольшие около 1кг, но для нас непривычные. Мы сами половили немного хариуса на червя, на блесну ничего не смогли взять, возможно, из за высокой воды после дождей. Тролили - и тоже ничего.
Ближе к полуночному появилось больше глубоких участков для скорости и заводей для щуки и окуня. В целом Интересно, участок достаточно длинный, около 100 км. Можно дойти сразу до Ивделя, нам просто время не позволило.