Реки-Озера/Статьи про рыбалку и отдых на воде/Горная рыбалка на реке Велс.
Брод через реку Ивдель
|
|
Брод через реку Ивдель
|
|
Каменистая дорога
|
|
Река Ивдель в среднем течении.
|
|
Разрушенный мост через Ивдель
|
|
Главный Уральских Хребет (ГУХ)
|
|
Старая плотина на реке Ивдель
|
|
Верховья реки Ивдель
|
|
Верховья реки Велс
|
|
Каменная гряда на реке Велс
|
|
Первый хариус.
|
|
Мелкий Велс.
|
|
Первый приличный хариус. |
Заброска.
«Уаз – это не серьезно», заявил молодой владелец старенького сто тридцать первого ЗИЛа Роман, как только мы тронулись в путь от села Полуночное под Ивделем до Сиберевского прииска. Совсем недавно ему пришлось поменять свой УАЗ на ЗИЛ 131 поскольку «УАЗ часто застревает».
По ходу пути стало понятно, что три брода, высокие камни и развороченная лесовозами дорога покорятся УАЗу далеко не всегда, в основном в сухую погоду, когда на реках небольшая вода. Проезжая все эти места шестиколесный полный привод с изменением давления в шинах из кабины придавал нам гораздо больше уверенности в том, что мы благополучно доберемся до места назначения.
Забавный металлический домик в кузове был оборудован диваном и печкой. Туда мы сложили вещи, но ехать там оказалось очень некомфортно, поэтому после часового эксперимента, я вернулся в кабину.
От полуночного до Сиберевского около 100 км и 5 часов. Первые 20-30 км можно проехать даже на жигулях, но когда проезжаем последний поворот на действующий рудник горнодобывающей компании, дорога становится значительно хуже. Первый мост через реку Тошемка – единственный, который еще выдерживает вес автомобиля. На Тошемке встречаем рыбака из Ивделя, расстроено сообщившего, что вечером он поймал только 4 хариуса, а сегодня утром вообще ни одного. Размером не поинтересовались. Тошемка оказалась речкой со вполне достойным объемом воды.
Еще «живой» с виду первый мост через реку Ивдель водитель не решает использовать по назначению и проезжает реку вброд. Реку Ивдель на пути нам пришлось пересечь три раза. Вторая переправа через Ивдель была вынужденной для всех автомобилей, поскольку мост давно смыло. Несмотря на более мелководный участок, русло было усеяно крупными камнями. Да, Уазику здесь будет нелегко.
Мне всегда было непонятно, как по таким мелким речушкам сплавляли раньше лес. Оказывается, ставили плотину, копили воду, а потом делали резкий сброс. Бедные люди и животные, кто случайно оказывались ниже по течению в этот момент ……… Одну из таких плотин высотой метров 5 мы и обнаружили после второй переправы. К счастью, уже сгнившую и разрушенную.
Дорога все еще ведет в гору. Казалось бы, вот он, перевал через Главный Уральский Хребет, но даже спустя три часа пути за очередной горой видно другую, еще более высокую, а за ней еще и еще. Включаем пониженную и продолжаем трястись, ехать уже надоело.
Проезжая очередной ручей водитель сообщает, что это последняя переправа через Ивдель. Красивый чистый ручей. С трудом представляю, как по нему 500 лет назад перебрасывали товары с Велса, ведь когда то здесь пролегал великий Сибирский путь.
Через 4 часа достигли верхней точки перевала и одновременно границы Европа/Азия, сделали пару снимков. Настроение поднялось, до прииска, а значит и реки Велс оставалось совсем немного.
Сам по себе прииск не представляет ничего интересного, кучи глины и карьеры, все остальное увезли или разворовали.
Река Велс.
На берегу реки Велс с сожалением обнаруживаем группу туристов с катамараном , а в течении часа встретили еще 2 команды. Не думали, что с самого начала столкнемся с таким «многолюдием». Одни рыбаки поделились, что по пути из Ивделя останавливались еще порыбачить на реке Ивдель, поймали несколько хариусов. Интересная мысль, за одну поездку половить два разных вида хариусов - европейского и сибирского.
Небольшая площадка на берегу оказалась занята, пришлось искать другую. Не утруждая себя поисками удобной дороги, наш Зил едет несколько сот метров по руслу реки, высаживает нас на каменистом плесе, разворачивается и уезжает. Ему предстоит еще 5 часов обратно домой в одиночестве.
12 часов дня. Надуваемся и вперед. Река сразу же дает понять, что сплава как такового, сегодня не выйдет. Скорее это будет «сход». Бесконечное каменистое мелководье, большую часть пути приходится преодолевать пешком и хорошо, что хоть лодка с вещами без пассажиров не сильно цепляется дном. Иногда река просто заканчивается в зарослях лопухов и лишь темная линия слива дает нам возможность увидеть фарватер.
Удочки еще не расчехлили, надеемся сначала найти стоянку. Так мы пропустили несколько потенциально уловистых точек. Через пару километров от старта столкнулись с примерно трехкилометровой крупнокаменной грядой: камни торчат из воды в хаотичном порядке, да и между ними река особой глубиной не отличалась. Около двух часов потратили на этот участок. С катамараном здесь было бы совсем непросто. За 6 часов в этот день прошли всего около 6-8 километров. На первом маленьком перекате решили встать на ночь. Поужинали, расчехлили удочки. Первого хариуса поймали уже минут через 15. Остальные горные рыбки тоже не заставили себя долго ждать. За два часа было поймано с полтора десятка хариусов, мелкий 100-150гр., но с размерами в первый день церемонится не стали, всех почистили, засолили и половину этим же вечером съели. Соль, лук, масло и полчаса времени делают из хариуса невероятно вкусное блюдо.
Река с каждым днем становилась все шире, но все так же часто приходилось идти пешком. За второй день преодолели лишь около 10 км, даже не достигнув реки Мортайка. Преимущество в пользу сплава изменилось лишь после достижения реки Посьмак, первого крупного левого притока Велса. Рыбачим на каждом потенциально интересном месте реки. Уже на второй день хариус стал попадаться крупнее, до 200-300 грамм и мелкий соответственно отпускался. Позднее отметили, что хариус именно такого размера обладает самыми оптимальными вкусовыми качествами, в толщине спины 4-5см мясо более жирное, чем у мелких хариусов и более нежное, чем у крупных. С мелкими, конечно, еще и возни больше, чем мяса.
К середине второго дня появилась уверенность в наличии бесперебойного источника рыбы, поэтому пойманную утром рыбу любого размера отпускаем обратно, зная, что к ужину наловим более свежую. Мелкий хариус клюет до надоедливости активно. Меняли крючки на более крупные, цвета мушек, но никак не могли выборочно отсечь гиперактивную 100 граммовую мелочь.
В погоне за самыми уловистыми перекатами на четвертый день проскочили сразу Посьмак и достигли Чурала, но, как позже выяснилось, самые интересные, красивые и рыбные перекаты, остались на участке до реки Посьмак. Там же и был пойман самый крупный за всю поездку хариус примерно на килограмм.
В отличие от Посьмака и ручья Мортайки, Чурал в устье очень красив. Извиваясь и огибая огромные валуны в своем русле, он придавал нам вдохновения поймать там что то стоящее. Такую реку непросто было бы пройти сплавом. Поднимались по Чуралу примерно на 1 км. вверх пешком, но рыбалка как то не задалась. И если Велс в этом месте можно было легко пересечь в болотных сапогах, то Чурал даже в забродниках можно было перейти далеко не везде. Зато на огромных валунах было удобно лежать )). Здесь же встретили первую компанию людей, поднявшихся снизу. Аэролодка (или как ее там называют), постояв немного в устье Чурала, устремилась дальше вверх. В следующие два дня пока мы были на Велсе, эта лодка нас так и не догнала, хотя по виду выдавала 30-40км/час. Видимо, далеко ребята «улетели».
Ниже Чурала Велс становится уже вполне полноводной рекой, не теряя при этом своего горного характера. Ширина достигает метров 100. Уклон реки на длинных участках, кажется даже еще большим, чем в верховьях, а некоторые перекаты заставляют напрячься и сосредоточиться. Появляются ямы около скал с малоподвижной водой, рыбаки на моторках с Велса и на УРАЛах, приехавшие уже со стороны каких-то пермских поселков, и много интересных хариусных и тайменевых мест. Поверхностные мушки работают только на мелочь, хариуса средних размеров здесь ловят уже в проводку на червя. Спиннинг не работал.
Планируемая стоянка после реки Шудья, омрачилась загрязнением воды. Как выяснилось позже, лесовозы пробрались на новую делянку, которая находится по пути через Шудью и регулярно эту реку пересекали. Взбаламученная, грязная вода, впала в Велс и не оставляла Шансов на продуктивную рыбалку. Таким образом, рыбалка на Велсе незапланированно завершилась. Промахав веслами в этот день 30 км, вплыли в Вишеру.
Река Вишера.
Вишера после Велса – это пробки Екатеринбурга по отношению к движению транспорта в пос. Арти. С десяток катамаранов и лодок, шумные кампании и «смотри, не попади в кого-нибудь блесной». Вода так и не стала чистой после Велса, зацвела и стала коричневатого, негорного оттенка. Хотя, возможно, Велс тут уже ни при чем. На первой Вишерской стоянке удалось поймать только одного «нормального» хариуса грамм на 300, активность мелочи также пошла на убыль. На удивление обнаружили, что на Вишере намного меньше слепней и оводов, которые одолевали нас на протяжении всего маршрута по Велсу, а может просто погода так сложилась. Лодку часто просто несет течением, позволяя расслабится, покидать спин и полюбоваться природой, но попадаются небольшие участки, особенно после Усть-гаревой, где приходится работать веслами. Байдарка при спокойной гребле в два весла развивает 7 км/час, перекаты без гребли выдают столько же.
Участок Велс-Вая по Вишере самый подходящий для беззаботного сплава и отдыха. Можно забросится еще выше на 30км до 71 квартала (Дальше уже нельзя - Вишерский заповедник) и весело и неторопливо сплавиться все 80 км. (71-Велс -30км, Велс-Вая – 50км)
На средние вертушки поймали двух небольших колограммовых тайменей. Отпустили. По рассказам местных, здесь ловили тайменя до 36 кг. На одном из перекатов под берегом взял хороший окунь.
Вишера в этой части местами широкая и скалистая, часто образует острова и разнообразные протоки, напоминавшие нам Велс. Красиво, интересно, разнообразно, но с хариусом все хуже. Последнего достойного хариуса поймали около часа ночи на мелком плесе на одной проток в 30 км выше пос. Вая.
Кто был в странах Азиатского региона могут вспомнить такую услугу как «рыбный пилинг». Это когда рыбки объедают огрубевшую кожу ног. Жутко щекотная процедура. Оказывается за этим не нужно так далеко ехать, стоит лишь зайти по колено в небольшую каменистую заводь на Вишере, как маленькие пескарики с радостью сделают точно такую же работу, причем бесплатно.
Дальше три часа спортивной гребли - пос.Вая – 3 часа тошнотворной болтанки до Красновишерска – такси в Силикамск – поезд в Екатеринбург. На работу неохота, в голове очередные рыболовные планы.
|
|
|
Хариус с Вишеры
|
Устье Чурала
|
|
Отпускаем мелочь обратно
|
|
|
Сильный уклон реки
|
Уральский Кедр
|
|
|
Грязный Велс после Шудьи
|
|
Вишера
|
||
Вишерский окунь |
ВанюшкаЕсть у Вас трек?
Кароче спловлялись с23.06.2014 по 3.07.2014 с улса до красновишенска не хрена не поимали за то отдахнули круто.