Реки-Озера/Статьи про рыбалку и отдых на воде/Рыбалка на Лозьве
Вид с вертолета |
Лозьва |
Итоги первого дня |
Первый трофей |
Пасть первого трофея |
Лозьва вечером |
В день большого клева |
Впадающая маленькая река |
И снова трофейная щука |
Язь |
Щука средних размеров |
Возвращаясь домой и пролетая на вертолете над бескрайней уральской тайгой я думал о том, что на удивление остались еще в Свердловской области рыбные места первобытных эпох, когда эти земли населяли разрозненные племена манси и где возможна такая рыбалка, про какую многие рыбаки слышали и видели, но никогда сами не бывали. Вспомнилось, как ночной сон прерывался бесконечными всплесками мальков и хищников, а в свете фонаря удирающая и выпрыгивающая из воды мелюзга смотрелась серебристыми искрами, похожими на отражения звезд.
Это рыбалка на нижней Лозьве. Август 2011 года.
Каждый день рыбалки стал особенным и запоминающимся:
День первый – знакомство с рекой.
Ловля спиннингом на вращающиеся блесны и воблеры. Поймали с десяток окуней и язей, щука никак не хотела брать. На одном из перекатов удалось взять небольшую 2х кг. щучку. Знакомство прошло удачно, первый ужин получился на славу.
День второй - и все таки они существуют.
По килограмму жареной рыбы предыдущим вечером не прошли даром для желудка. Выехали на реку только часа в 4 дня. Пробую поставить новый, ранее не опробованный 4х метровый многосоставной прозрачный воблер. Не прошло и 5 минут, как резкий рывок лески заставил напрячь кисти рук. Село что-то такое, чего никогда раньше не чувствовал. Про себя думаю, если не вытащу, то хоть бы посмотреть. Леска шнур 0,15 – 13 кг, поводок 9 кг, спин 7-21г. Удилище гнется на грани излома, но фрикцион вовремя корректирует напряжение, правая кисть начинает потихоньку ныть от усталости. Казалось, прошло всего минут 5, но темная спина щуки невероятных для меня размеров уже была возле лодки. К такому размеру мы не готовы, нет ни большого подсака, ни багра. Напарник, изловчившись, хватает ее руками в зимних перчатках и забрасывает в лодку. Рыба заняла в лодке почти все свободное место, рыбалку на этом решили закончить. Безмена, к сожалению, не оказалось, как и у соседей сплавщиков из Туры. Методом сравнительного анализа и по твердым словам местного егеря решили считать щуку 12 килограммовой. Не верил в таких до этого дня, тем более в Свердловской области, а они все-таки существуют.
День третий - вот это рыбалка.
Монстров и крокодилов из мира щук в этот день больше не наблюдали. Зато как стабильно ловились их более мелкие собратья. Щуки на 2-3 кг, относительно крупные окуни и нелюбимые нами язи (клевали слишком часто на те же приманки, надоели). Бывало, что вытаскивали одновременно с напарникам по паре окуней или пару щука-окунь. Интересно, продуктивно, даже устали как то. День безумного клева. К тому же относительно мало комаров и мошек.
День четвертый – крокодилы рвутся в бой.
На четвертый день не стало неожиданностью, что спиннинг снова напрягся до предела после очередной подсечки. Неожиданностью стало другое- рыба клюнула на китайский 100 рублевый воблер с огромной лопастью и непонятной игрой, поставленный ради экспиримента. Удовольствие борьбы с рыбой неописуемое, подведя его к лодке подумали, что этот крокодил чуть побольше первого будет. Пытаемся снять воблер прямо в воде(сама то рыба не нужна), резкий рывок головой и рыба рвет 13 килограммовый шнур и устремляется с воблером на глубину. Досадно, но что делать. Рыбу легко можно было бы зарезать или застрелить в воде, но губить рыбу просто так, не хотелось. Вторая поклевка крокодила не заставила себя долго ждать. Уже в другом месте, на глубине примерно 4 метра ситуация повторяется. Достали камеру, снимаем на видео, рыба плывет туда, куда ей хочется и лишь в моменты остановки удается подтягивать ее к лодке. Теперь решаем держать уже за поводок, после первого монстра поводок поставлен на 20 кг. С легкостью, которую порвалась леска в первый раз, рвется и поводок. Рыба опять уходит с нашим воблером. То ли радоваться поимке крокодилов, то ли горевать от потери двух воблеров. Не удивила нас последующая поимка и третьей крупной щуки, примерно такого же размера. На этот раз было четко решено не рисковать и не пытаться втащить рыбу в лодку, а просто спасти воблер, что через некоторое время выматывания рыбы и было успешно сделано. Неоднозначный день. Рыбу есть надоело, перешли на подножные грибы, которых было просто умотаться и питались ими все оставшееся время.
День пятый – как же ее достать.
Вспоминали, с какой легкостью удалось забросить первую крупную щуку в лодку. Видимо, сказались напряжение и сосредоточенность, позволить себе упустить первый в жизни трофей мы не могли. Теперь пришла пора трезво оценить ситуацию и понять, что надо придумать способ, как доставать другие трофеи, в поимке которых после четвертого дня рыбалки мы почти не сомневались. Идея оказалась под ногами. На берегу нашли металлический ржавый крюк, который можно было использовать в качестве багра. Там вообще много железа по берегам разного, наследие жестких времен лагерей и сплавки по Лозьве леса. Решаем уйти на новые места рыбалки, поднимаемся по реке еще километров на 30, ищем подходящие заводи с крутыми берегами, логично полагая, что возле крутого берега и глубина больше. После четырех часов клева одних только язей и окуней надежда поймать крокодила стала потихоньку угасать. Не стоило было надеяться, что река кишит крупной щукой, в один из дней нам просто повезло. Но….., последняя проводка и вот, уже знакомый и долгожданный рывок и запредельная тяга. Все готово для решающего боя. Вываживание, как обычно, длится минут 5-7, подводим щуку к лодке, пытаемся зацепить крюком под кадык, щука уходит, смытывая на фрикционе шнур, снова подводим и снова сматывает. Взять рыбу любой ценой задачи нет, губить рыбу ради интереса не готовы. И вот он момент. Изрядно вымотанную щуку порядка 10 кг. удается зацепить багром и забросить в лодку. Торжество чувств, вкус победы и полное удовлетворение от того, что все получилось.
День шестой – ни задач, ни планов.
На самом деле, конечно, хотелось поймать нельму или тайменя, которые, говорят, попадаются на нижней Лозьве, но после пяти дней рыбалки и отсутствии этих рыб в уловах, ставить такие задачи было как то неразумно. Хотелось завершить поездку чем-то предсказуемым. Еще была бредовая идея вернуть себе потерянные воблеры, как известно, есть немало примеров, когда рыбаки вытаскивали щуку со своими же, ранее оборванными или срезанными щукой воблерами. Поэтому решились сосредоточиться на тех местах, где раньше брала крупная щука и одновременно мы потеряли там воблеры. День проходит без единой щучьей поклевки. Возвращаемся на базу, в надежде после 8 вечера вернуться к предполагаемому вечернему клеву. Спустя 15 минут после начала вечерней рыбалки берем первую за всю рыбалку щуку средних размеров, килограмм на 6, еще через 10 минут вторую, килограмм на 8. За все время рыбалки нам попадалась щука до 3 кг и свыше 10 и было как то странно не видеть промежуточные звенья. Теперь ситуация исправилась. Это была единственная рыба, которую засолили и взяли домой.
Так закончилась одна из самых удачных рабалок за всю мою жизнь. Было поймано 7 крупных щук, 5 из которых около 10 кг, общий же улов составил порядка 100 кг. За небольшим исключением вся рыба выпущена обратно. Не было чувства, что надо было сделать как то по другому или погода подвела. На этот раз все прошло как надо.
Благодаря труднодоступности эти места редко посещаемы браконьерами, тем не менее, одну сеть мы все-таки зацепили. Порвали и выбросили и готовы были порвать тех, кто ее поставил. Рыбы в грязной сети, как ни странно, не было.
Большинство рыбаков на нижней Лозьве - это обеспеченные люди на катерах и моторных лодках, которые зачем то привозят с собой по нескольку 20-50 литровых пластиковых бидонов и набивают их соленой рыбой. Зачем человеку столько щуки и окуней, по сути не самой вкусной рыбы, не очень понятно. Жадность, запасливость или все рыбаки - гурманы рыбной гастрономии собственного улова?
Утренний вертолет привозит очередную партию хапуг с бидонами, генератором и холодильной камерой. Теперь уже материально обеспечанные рыбаки профессионально жестоко добивают, пожалуй, последнее рыбное место Свердловской области.