Реки-Озера/Статьи про рыбалку и отдых на воде/Рыбалка на верхней Лозьве
Июль 2013 года.
Ехать в кузове полноприводного грузовика оказалось еще менее приятно, чем в его кабине. Но более комфортный транспорт встал бы уже перед бродом через Вижай. Поэтому терпим и едем. 8 часов - не срок, как сказали бы местные, в значительной степени бывшие зеки и их близкие. До поселка Вижай доехали достаточно быстро. Когда мы видели его в последний раз, в 2009м, здесь еще была настоящая деревня со своими дворами, огородами. А сейчас, после пожара 10го года лишь несколько новых домиков рыболовной базы. Вплоть до брода через реку Вижай нас так и сопровождали угрюмые обгорелые пейзажи. Лесу на восстановление потребуется еще с десяток лет.
Еще в Полуночном мы встретили два Урала с туристами, как выяснилось, направлявшихся в нашу сторону. Теперь мы снова встретили эти машины на берегу Вижая и было по-детски интересно посмотреть как они преодолевают брод.
Погорелый лес |
преодоление брода |
Через все речки до Ушмы раньше были мосты и даже кое-где остались их опоры. Говорят, их сломали и сожгли незаинтересованные в многочисленном посещении этих мест люди.
Разрушенный мост через Вижай |
Река Вижай |
По дороге пытаемся выходить и рыбачить: Вижай, Северная Тошемка, но как то неудачно. Друг водителя, который напросился к нему на бесплатный рыболовный тур тоже ничего не ловит. Китайская телескопическая палка грамм на 30 и блесна №3 вполне эффективные по местным меркам снасти для ловли хариуса. «Просто погода сегодня не та».
река Северная Тошемка |
река Ауспия |
К Ауспии уже утряслись окончательно и даже пиво перестало смягчать удары между стенками, диваном и низким потолком. За Ауспией стояли уже знакомые Уралы. Два десятка туристов разобрали палатки и утром собрались на перевал Дятлова. Отсюда до него километров 20. Здесь же вышли и два бродяги, которых мы подобрали по дороге. Парни пешком топали с Ивделя на перевал, но им так везло с попутками, что на дорогу они потратили всего 2 дня и 0 рублей.
От Ауспии до базы Ильича самая отвратительная дорога. Огромные лужи, месива грязи, глубокие колеи и объездные пути вокруг самых плохих участков, которыми пользовался даже наш вездеходный ЗИЛ. Комары догоняют даже на скорости 10 км. час. Слепням, несмотря на уже позднее время, тоже почему-то не спится.
Зачем простую поляну назвали базой Ильича мы так и не поняли. Какой-то сколоченный из дерева каркас под навес был единственным олицетворением цивилизации. Дорога идет вдоль реки и дальше базы Ильича, но у водителя, к тому моменту уже изрядно принявшего на грудь, все равно не хватило смелости поехать дальше.
Праздник отсутствия кровососов начался примерно в 22 часа. Тогда мы думали, что так будет каждый день. До поздней ночи мы наслаждались тишиной, журчанием воды и надеждами на незабываемые уловы. Впереди целая неделя рыбалки, еще полно провизии и чистой одежды.
Лозьва в районе базы Ильча |
поляна "База Ильича" |
Утром, позавтракав, сразу же приступили к делу. Рыболовная снасть, под названием бомбарда, уже неоднократно и положительно зарекомендовавшая себя на других горных речках раз за разом проплывала перекат вдоль и поперек. Мелкий хариус иногда плескался, но видимо ему не по зубам были наши мушки. Не помогли ни флюрокарбон, ни разнообразие тонущих и плавающих мушек.
Ради интереса, прошли немного по дороге, ведущей дальше на север. Наверное, в сухую погоду по ней можно было бы вполне проехать на машине типа Урал, но сейчас лужи непонятной глубины метров по 100 в длину и на всю ширину дороги не позволяли быть уверенными в проходимости дороги. Но вездеход прошел, на земле были заметны свежие следы гусениц, иногда делающие петлю по заболоченному лесу вокруг разливов. Места надо отметить, здесь совсем не кажутся типично горными, часто встречаются болотца а-ля клюквенное поле. Свежие медвежьи следы навеяли желание поскорее вернуться в лагерь.
Лозьва в районе базы Ильича уже достаточно широкая. По хорошему, надо бы забираться гораздо выше, в район Сульпы, но это либо пешком, что трудно, либо вездеходом, что дорого. На вездеходе можно пройти даже намного дальше - на Малую и Большую Сосьву на территории ХМАО. Затем, например, сплавиться до Усть-Маньи. С рыбой там на порядок лучше. Также, оттуда ведет тропинка до каменных останцев Маньпупунера.
Вода в Лозьве здесь необычайно холодная, гораздо холоднее привычной температуры горных рек в начале июля. Показалось, что не больше пяти градусов.
Бомбарда себя как то не оправдывает. Постепенно переходим на спиннинги и поплавочку с червяком. Места тоже какие то странные. Больше похоже на болото, чем на горную реку. Галечных отмелей нет, перекаты какие- то спокойные, каменистые косы попадаются редко, скал тоже особо не видать. Устье Ауспии прошли и не заметили - какой-то маленький ручей, по карте их даже два, но второй вообще не увидели, хотя Ауспия в месте брода была достаточно объемной.
пейзаж начала пути |
деревянные завалы |
Через два дня, полностью перейдя на спины, в режиме дежурных забросов попадается первый хариус. Плотнее обловили территорию и вот он, первый таймень на 1300 и еще один хариус. Стали появляться скалы, более смелые перекаты. Поскольку долго спим и собираемся, плывем вечером часов до 9-10, чтобы плотнее проловить реку по вечернему клеву. Впервые слышим под скалами плюханье крупного тайменя. На реке ни одного человека, кроме нас и расслабившиеся рыбыны замечают нас не всегда заблаговременно.
Таймень на 1300 г |
Рыбалка на Лозьве |
На 0,1й шнур и вторую вращалку на палке 2-8г я не рассчитывал зацепить что то серьезное, но в этот вечер получилось именно так. Как будто зацеп, а затем тяжелая потяжка в заводи за скалой заявила о наличии на том конце провода непримиримого соперника. Через пару минут рыба показала нам такую свечку, что вместо желания ее вытащить коллеги схватились за фотоаппараты. Последующие две свечки не заставили себя долго ждать, но поймать их в объективы толком не получилось. Несколько раз, подведя рыбу к лодке и поздоровавшись глазами, включался фрикцион и вот я уже снова подтягиваю 20 метров смотанного шнура. Доплыли до берега, подвели тайменя вплотную и вот уже два человека заходят ему за спину, чтобы вежливо подтолкнуть на сушу. Воды меньше, чем по колено. Но не просто так тайменя называют королем горных рек. Заметив в окружении небольшую прореху, он обрывает снасть и срывается в темную и холодную бездну. Кто пробовал удержать хотя бы килограммового тайменя за спину голыми руками согласятся, что сделать это почти невозможно. Мощная, скользкая и очень эластичная рыба не оставила шансов и нам. Сколько она весила? Думаем, в районе 3-4 кг, намного больше и сильнее первого крупного тайменя на 1,3 кг, длина около полуметра. По тайменьим меркам все равно еще таймешонок.
Таймень у лодки |
Свечка тайменя |
Скоро Ушма. Начались самые красивые скалы и самое большое количество рыбы. Хариус весь мерный, грамм по 300. Проводки вдоль травы принесли первых щучек, которые тут же отправились на сковородку. Хочется отметить, что таймень и хариус попадаются наетые, с полными животами, а вот щука здесь как на летней диете, худенькая и слабенькая. Нелегко ей конкурировать с тайменем за добычу. Таймень, например, легко стоит в перекате, самом кормном месте горной реки, а вот щука себе такого позволить не может. В пяти километрах от Ушмы, маленький звереныш без особого труда оборвал 0,2й поводок кораблика, поборовшись для вида меньше минуты. День сходов какой то.
Скалы |
Пейзаж |
Панорама скалы на Лозьве |
Щука на Лозьве |
Гора Хойэква |
Новая Ушма – это несколько новых деревянных домиков, построенных для манси на деньги рядовых налогоплательщиков. Манси, наверное, соскучились по необычной европейской внешности и всей толпой в 5 человек с детьми вышли нас поприветствовать. Мы им ответили взаимностью. Мансям, как коренным народам, можно ловить на Лозьве любую рыбу и в любых количествах. Но от них не убудет, лишь бы не продавали.
Подвесной мост через Лозьву в Ушме |
[ Дома в Ушме |
После поселка Ушма и вливания реки Ушма, река Лозьва становится шире. Появляются длинные прямолинейные и часто мелкие плесы с многочисленными сливами в рукава. Несмотря на июль и относительное многоводье, иногда приходится выходить из лодок и идти пешком. К осени пройти этот участок будет сложнее с каждым днем. Перекаты становятся быстрее и интереснее. За перекат удается сделать максимум один заброс, который нередко приносит результат. Иногда выходили и облавливали перекаты подробнее.
Хариус на Лозьве |
Скалы |
|
вид с горы |
угрюмые каменные морды |
Посетили озеро Елисинское, расположенное совсем рядом с Лозьвой, если знать где идти. Я не знал и проплутал около 1 км по лесной чаще. Потом нашел комфортную и утоптанную тропинку, прямолинейно соединяющую реку и озеро. Если кто соберется, вот координаты начала этой тропинки с Лозьвы по Яндексу (Широта: 61°25′58.6″N (61.432944) Долгота: 60°8′0.47″E (60.133463). На озере много уток. Там наверняка хорошо и с рыбой, но береговая растительность помешает рыбачить с берега. Лучше перенести с собой на озеро лодку, по тропе идти всего около 300 метров. За противоположным берегом озера - гора со снегом. (4 июля).
Озеро Елисинское |
озеро Елисинское |
Обилие насекомых быстро истощило запас матерных слов и приходилось часто повторяться. На фоне непрекращающейся жары +30, безветрия, белых и теплых ночей летучие гады чувствовали себя гораздо комфортнее, чем мы, вооруженные фумитоксами.
«Вода быстро прогрелась и хариус весь ушел вверх» сообщил нам поднявшийся с Вижая на водомете буржуй . Вода действительно в эти дни быстро нагревалась, но у нас была своя версия-хариус обожрался. Пойманных хариусов так и распирало от объедания, и простое удержание рыбы в руке вызывало у него приступ поноса. Хариус в Лозьве есть, просто ему есть что поесть.
Устье вижая в поселке Вижай |
Мерный Хариус |
От Елисинского до Вижая ничего принципиально нового нет. Те же широкие плесы и местами быстрые рыбные перекаты. Из-за бревна вытащили одного голавля.
Сам поселок Вижай после пожара формально ликвидирован, но рыболовная база уже отстроилась и предлагает свои услуги. На стоянке много машин приезжих рыбаков.
За всю рыбалку поймано с десяток хариусов и полтора десятка тайменей на человека. 90% тайменей - очень мелкие в районе 0,5 кг выловлены в перекатах случайно в расчете на хариуса. Все таймени отпущены, а кому досталось, реанимированы и отпущены. Честно говоря, идя на верхнюю Лозьву думали, что результаты будут хуже: браконьеры, туристы, рыбаки, мелочь. Но с учетом сложившегося мнения по реке, это можно назвать удачной рыбалкой. Поголовье растущего тайменя в Лозьве на высоком уровне позволяет надеяться на дальнейшее распространение его популяции в Лозьвинском речном бассейне. К сожалению, это касается только участков выше Вижая. От Бурмантово до Ивделя тайменя по прежнему нещадно выбивают местные. Правила рыболовства здесь не писаны. Рыболовная база на Вижае – бутафория в плане контроля рыбаков и охраны тайменя и хариуса.
Теперь наша команда побывала на всей территории нашей необъятной Лозьвы. В 2009м пройден незаменимый по свой осенней красоте участок от Вижая до Бурмантово, потом богатая крупной щукой нижняя Лозьва в районе поселков Новый Вагиль и Шабурово, затем разнообразие перекатов и щучьих заводей на маршруте Бурмантово-Ивдель и, наконец, сейчас база Ильича-Вижай- рассадник малолетних тайменей. Лозьва – великая река Свердловской области и, пожалуй, единственная не испорченная цивилизацией и массовыми браконьерами.
вид с горы |
вечерний пейзаж |
Много полезных наблюдений для размышления:
"Когда мы видели его в последний раз, в 2009м, здесь еще была настоящая деревня со своими дворами, огородами. А сейчас, после пожара 10го года лишь несколько новых домиков рыболовной базы."
"Через все речки до Ушмы раньше были мосты и даже кое-где остались их опоры. Говорят, их сломали и сожгли незаинтересованные в многочисленном посещении этих мест люди."
"Сам поселок Вижай после пожара формально ликвидирован, но рыболовная база уже отстроилась и предлагает свои услуги. На стоянке много машин приезжих рыбаков."
"Рыболовная база на Вижае – бутафория в плане контроля рыбаков и охраны тайменя и хариуса."
Поговаривают, что пожар был неспроста!
Просто, московские господа-нелюди захотели в личное пользование кусок нетронутой природы, где можно было-бы расслабится по полной: невзирая на закон и нормы морали. Приглянулся данный участок реки. А там, как на грех, люди живут. И они, как привыкли в своем кругу решать вопросы по отъему территории, просто спалили поселок, закамуфлировав под лесной пожар. Местных жителей с территории убрали. Быстрыми темпами разрушили транспортные коммуникации, оставив только подконтрольную дорогу на базу в Вижае. И, с помощью Вась (и других верблюдов), юридически оформили данную территорию как культурное (у Васи оно "культуральное") рыбное хозяйство, на самом деле Развлекательно Браконьерское Хозяйство Лозьвинское.
А на поголовье тайменя Васе и другим прихвостням (чиновникам, юристам (по Жириновскому) и другой обслуге)) наплевать. Интересы шкурные: "..., по путевкам...". Деньги мимо проплывают.
Сейчас у них (хозяев и обслуги) другой геморрой (по Задорному) - вездесущие туристы. Интересно, что они предпримут?
Нужно постоянно организовывать такие экспедиции и выкладывать подробные отчеты. Что-то вроде "народного контроля"!
Уже предприняли. В 2012 году в правила рыболовства внесены изменения про запрет на ловлю хариуса в Лозьве. Только в Лозьве среди всех других рек нашей области. В 2013 году есть сведения о создании там заповедника.
Согласен полностью. Нездоровый менталитет наших "рыбаков" надо как то менять. Но когда экономика страны, в которой кризиса нет, упала больше чем те, где кризис родился, когда стало понятно, что сильны у нас только недра и коррупция, когда мы тратим миллиарды на универсиады и олимпиады и северный кавказ, а на людей и сгоревшие деревушки у нас нет денег, то не стоит удивляться, что инспектор рыбнадзора и есть самый главный браконьер. Что такое уральский таймень для чиновника, который может слетать за ним на кольский, камчатку или Монголию. Все равно всех не выловят. Мы муравьи, которым нужно создать небольшие блага, чтобы они думали, что свободны и имеют на что то право. Защита уральской горной фауны не нужна массовке, электорату, с такими идеями далеко не пробьешься, а без этого не присосаться к бюджетным деньгам и нефтяному экспорту. Жулики, воры и таймень. Как то нескладно, но очень обидно. Обидно, что так будет и дальше.